Блог

09
Февраль 2012

Утомленные солнцем-2

Нажми на кнопку – получишь результат.
группа «Технология».

Просмотрен сериал «Утомленные солнцем-2». Да, именно сериал, т.е. «Предстояние» и «Цитадель» в одном флаконе, в виде 13-ти серий.
В целом-то не настолько уж и ужасное произведение, как об этом кричалось в блогах год назад. Т.е. там есть и очень хорошие сцены и не очень, и попросту слабые, а есть и великолепные. Но не в этом дело. Я о другом.

Пытался сформулировать – что же меня в этом фильме раздражает? Т.е. что именно – я-то понимал. Сформулировать это не получалось.
Теперь попытаюсь.

Раздражает сильнее всего прочего то, как простецки и примитивно Михалков подает зрителю отношения своих героев и провидения.
В этом фильме провидение (высшие силы, божья кара, мистическое возмездие, называйте как хотите) – предстает в виде эдакого механизма, для запуска которого достаточно просто нажать кнопку. И механизм тут же сработает.

Не подобрал катер девочку в море – получите, твари, подрыв на морской мине.
Сорвал комсорг крестик с груди пионерки Нади – получи, сука, в ту же секунду пулю фашисткого снайпера в лоб.
Водитель раненых не подвез – на тебе, падла, прямое попадание авиационной бомбы в голову.

И причем все это – не отходя от кассы, сразу же, буквально спустя минуту-две.
Это я только пару примеров привел, их раза в три больше.

Плохой или спорный в моральном отношении поступок находит в этом фильме НЕМЕДЛЕННОЕ и достаточно, надо заметить, изощренное возмездие. Смертельное само собой, но это не суть важно. И только слепой не заметит, что именно таким примитивным способом подчеркивает «плохость» поступка, и дается понять что так, мол, поступать нельзя, бог-то не тимошка, видит немножко.

И это раздражает гораздо сильнее тех сцен, где укус комара спасает человека от пули, где паучок отвлекает снайпера, и где мышка поджигает цитадель. Гораздо меньше.

Примитивизм такого приема «нажми на кнопку – получишь результат» выглядит очень странно еще в том смысле, что это все-таки делал Михалков, а не абы кто.

Вспомнить ту же первую часть «Утомленных солнцем»: шаровая молния. Помните? Помните то, как это в некотором смысле «божье око» появлялось в кадре и как именно оно было вплетено в ткань повествования? Изящно, спокойно, отстраненно, летает этот светящийся шар в качестве наблюдателя… Образ шаровой молнии был очень хороший: шар света, несущий смерть. Или не несущий – как ему захочется. Может, просто полетает, понаблюдает, да и фиганет своим разрядом в какую-нибудь сосну. А люди дальше живут, грешат, вскрывают вены — все сами, без разряда молнии.

Во второй же части чувство меры мастеру изменило.

Драма ведь часто бывает вовсе не в том, что человек сделал гадость и тут же попал за это под автобус.
Чаще бывает ровно наоборот: человек гадость сделал, потом прожил много лет, женился вырастил детей и потом может быть попал под автобус. А может и не попал вовсе, а умер окруженный любовью близких. И в этом драмы и трагического щемления гораздо больше.

Но маэстро, видимо, решил, что в фильме о войне полутонами пользоваться излишне.

И ошибся. Во всяком случае — в моем восприятии.

P.S. Слушайте, ну какая же ужасная актриса Толстоганова, это же уму не постижимо…

 

P.P.S. Ну и на закуску – киноляпы. Но это так всё, не стоит особого порицания.

С меткой:
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика