Блог

18
Сентябрь 2012

Сумасшедшая помощь

«Сумасшедшая помощь» – очередной попавшийся нам фильм Бориса Хлебникова. Знакомство с этим режиссером началось со «Свободного плавания», до более раннего «Коктебеля» еще не добрались. «Плавание» нас очень и очень порадовало, поэтому «Сумасшедшую помощь» сели смотреть уже заранее с удовольствием, выдав всей команде беспроцентный кредит доверия и всяческого признания. Не ошиблись.

Белорусского мужика, тюфяка и рохлю, сестра сплавляет в Москву на заработки, чтобы не просиживал бесцельно дома. До конечного пункта герой так и не доезжает, в Мытищах его грабит гопота, отбирая даже обувь. Замерзшего его подбирает некий местный житель – бывший инженер – приводит к себе домой, кормит, укладывает спать, и с первых секунд знакомства проникается к этому гастарбайтеру невероятным дружеским расположением. И начинает его привлекать к свершению странных «добрых» дел, которые так нужны окружающим их людям, живущим в обшарпанных панельных скворечниках.

В общем-то, с первых минут становится понятно, что инженер – городской сумасшедший. Рискну ошибиться в диагнозе – шизофреник. И как раз в стадии осеннего обострения; лекарств, которыми его стремится накормить дочь, не принимает. В его мире все логично, расставлено по своим местам, у всего есть причины и следствия – конечно же, с точки зрения обычного человека совершенно иррациональные. Есть зло – участковый милиционер, есть таинственные союзники – утки на пруду, оставляющие важные послания, есть люди вокруг, которые стремятся замуровывать других людей за окнами их собственных квартир, есть друг – белорусский гость, имени которого он даже не спрашивает, и есть мучительная необходимость сделать этот мир лучше. И как можно скорее! Поэтому «походы добра» совершаются импульсивно и вдруг: и глубокой ночью, и рано утром – когда в голове инженера прозвучит сигнал.

Гастарбайтер в основном молчит, стеснительно ест, и сначала с некоторым непониманием, но позже с энтузиазмом начинает помогать инженеру реализовывать его планы. И, вероятнее всего, не столько потому, что проникается его искренностью, сколько потому, что – вот есть миска какой-никакой еды, крыша над головой, возможность хоть немного, но спокойно поспать… И если для этого нужно немного потакать городскому психу – почему бы и нет.

Участковый милиционер – эдакое воплощение зла – на поверку тоже оказывается совершенным шизо. Но шизоидом опасным. Он одержим страхом увольнения, ему постоянно кажется, что его все игнорируют, что над ним смеются за его спиной, его видения становятся настолько реальны, что он разговаривает с воображаемыми коллегами, которые якобы стремятся его подсидеть, вышвырнуть из органов без пенсионного и напоследок нассать ему в ботинки.

Маниакально-депрессивный психоз в полный рост (вот опять рискую ошибиться с диагнозом, ну да пусть). И этот человек ежедневно вешает на пояс пистолет – и идет служить.

И однажды он встретит на своем пути инженера и его верного помошника-гастрабайтера.

***

Нетрудно догадаться, что это история Дон Кихота и Санчо Панса. А если расфантазироваться – то и Амели, и Карлсона, который думает что он Бэтмэн. И кажется вполне естественным, что борцом с ветряными мельницами сегодня может стать только городской сумасшедший. А его оруженосцем – толстый и ленивый приживал, которому нужен вовсе не остров Борнео, а попросту еда и кров.

И каким же еще образом героям фильма вершить добрые дела и насаждать справедливость – как не иррациональными поступками и идиотскими выходками? Ведь та система принятых в обществе инструментов, тот набор признаваемых всеми остальными людьми способов решения проблем в социуме, которые символизирует маньяк-милиционер – тоже глубоко больна. И попросту неспособна служить помощью. А вот «добрая» энергия сумасшедших героев, из-за которой даже чудесным образом приветственно откидываются крышки мусорных баков – это именно то, что нужно этому миру! Только сумасшедшая помощь может прийти на выручку людям.

Конечно же, в итоге все заканчивается практически так же, как и у Сервантеса. Закономерно. Трагично.

На самом же деле в фильме нет разделения на «зло» и «добро». Я использую эти слова, как условные. Все герои фильма настолько неприкаяны и по-своему несчастны, что разносить их по темным и светлым сторонам попросту нельзя. Но чтобы понять – почему в фильме нет хороших и плохих, почему безумие порой совершенно оправдано и является единственным выходом – его все же нужно посмотреть.

***

И коротко. Режиссура прекрасна. Ноль пафоса. Ноль подмигиваний зрителю.
Оператор Шандор Беркеши радовал чуть меньше, чем в «Свободном плавании», но все же радовал – этот фильм приятно смотреть. Поэтично воспетые обшарпаные дворы панельных многоэтажек заставляют вспомнить Николя Досталя и его гениальное «Облако-рай».

Гастарбайтеру Евгению Сытому — твердая четверка с плюсом. Сергей Дрейден, играющий инженера, это что-то в высшей степени замечательное. Такой органичности и адекватности актера своей роли я давно не встречал.

И Анна Михалкова в роли дочери была очень хороша.

По ощущениям — один из лучших фильмов российского арт-хауса, на горизонте которого в последнее время кроме выспренней Ренаты Литвиновой вообще мало что было заметно.

Смотреть фильм.

С меткой: ,
Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика